Яндекс.Метрика


05.01.2024

Современный мир, транслирующий свободу слова, мнений и взглядов, предполагает развитие такого навыка как восприимчивость к негативному мнению, высказанному со стороны. Особенно важно правильно относиться к корректирующей обратной связи, ведь именно она помогает принимающему ее человеку стать лучше.

 

Критика — это прямое или косвенное указание на недостатки или ошибки другого человека. Критикуя, мы даём субъективную оценку чужой работе, поступкам, личности, жизни. Существует два типа критики:

 

1. Обоснованная. Это когда вас за что-то критикуют, но по делу. То есть вы сделали что-то не так или где-то ошиблись и получили комментарии, которые указывают на ваши недочеты.

2. Необоснованная. Полная противоположность первому типу, потому что вы получаете нелестные комментарии, но без дела. К этому можно отнести хейт.

 

К критике относятся все люди по-разному. Ведь у каждого развитие самокритики очень сильно колеблется. Кто-то воспринимает ее спокойно и даже, возможно, с улыбкой. А некоторые наоборот, очень сильно после этого переживают и ходят сами не свои. Самооценка — мишень, по которой критика бьёт в первую очередь. Как правило, человек со стабильной самооценкой невосприимчив к чужим оценкам. Услышав конструктивную критику, он просто признает ошибку («Да, упустил, мой промах»), а деструктивную пропустит мимо ушей («Ха! Мало ли что он там думает и говорит! Меня это не касается»). Человека с низкой и неустойчивой самооценкой любая критика может ранить и выработать презрение к некогда любимому занятию. Например, человек может отказаться от уроков пения, если кто-то ему скажет, что у него плохо получается. Причём неважно, в форме конструктивной или деструктивной критики.

 

Так все же, как относится к критике?

 

Если вы ее получаете и она обоснованная, то относится нужно спокойно. Не нужно сразу пылить и начинать спорить. Лучше ее выслушать и сделать выводы, чтобы больше такой ситуации не повторялось

Даже если вас не устраивает, что говорит человек про вашу работу или еще что-то подобное, то спорить бесполезно. Вы просто можете на этой почве очень сильно поругаться.

Лучше смотреть на конструктивную критику как на обратную связь. Если критика действительно конструктивна, то она поможет не совершать ошибок и сделает вас лучше.

 

Как правильно реагировать на деструктивную критику?

 

Психологи выделяют три варианта.

 

Первый — «бей». Проверьте компетентность человека в прямом диалоге. Например, если он критикует вас как специалиста, поинтересуйтесь, откуда у него самого экспертные знания в области — он учился, проходил курсы, работал по этой профессии? Задавайте прямые вопросы, спрашивайте источники, на которые он опирается. Как правило, после такого собеседник теряется, а вы обнаруживаете его некомпетентность.

Второй — «беги». Попытайтесь любым способом избежать ситуации, когда вас бесполезно критикуют. Вплоть до ухода и завершения разговора.

Третий — «замри». Никак не реагируйте на критику. При этом соберитесь и постарайтесь укрепить свои границы. Для этого можно мысленно повторять: «Слова этого человека не значимы для меня. Кто он такой, чтобы говорить обо мне такие вещи».

 

Нужно понимать, что всем вы нравиться не сможете. Так или иначе будут люди, которые будут вас критиковать. И некоторые не будут сдерживать свои эмоции и подбирать слова.

Отличный вариант - это развить в себе в какой-то степени самокритичность. Вы тогда легче это будете морально и эмоционально переживать. После такого разговора с человеком или несколькими людьми, сделайте просто анализ. Это поможет вам в будущем избегать таких ситуаций.

Поймите одно: критикуют абсолютно всех. Даже самые выдающиеся писатели, ученые, спортсмены и так далее подвергаются этому. Главное, если такое произошло, не отчаиваться, а просто делать дальше свою работу и жить.

Ранимым людям следует учиться признаваться самим себе: «Да, я могу ошибаться, и это нормально. Да, мне неприятно, когда меня критикуют, мне больно, но иногда это может идти во благо. У меня, как и у всех, бывают недостатки и недочёты. Я буду работать над собой, учиться реагировать менее остро».

 

Как критиковать коллег, и особенно — подчинённых?

 

Есть два основных правила.

Первое: критиковать действие, а не личность. Вместо  «Ты ничего не можешь, бестолковый!»  сказать: «Смотри, в каждом отчёте прослеживается одна и та же ошибка».

Второе: предложить выход — показать своим примером, как и что нужно делать, или дать конкретные практические советы и идеи. «Мне кажется, я понимаю, почему ты допускаешь эту ошибку: обрати внимание на… и… Попробуй посчитать так».

 

В конструктивной критике можно найти массу плюсов, если вы научитесь воспринимать ее, как обучающий опыт и зону для дальнейшего развития. Не забывайте слушать, задавать уточняющие вопросы, сосредотачиваться на фактах и благодарить собеседника за предоставленные комментарии.

 

Но будьте честны сами с собой. Если вы не готовы искренне понять и принять корректирующую обратную связь, скажите об этом прямо. Возможно, вам просто понадобится чуть больше времени или вашему собеседнику не хватает эмпатии и умения правильно озвучивать свое мнение.

 

 Дучек С.Ф., психолог ГУЗ «Городская поликлиника № 4 г. Гродно»