Детская привязанность – основа гармоничной личности
12.02.2020
Детская привязанность – основа гармоничной личности
Ребенок рождается с генетически обусловленной потребностью в привязанности, иными словами – он нуждается в установлении близких эмоциональных отношений со значимым взрослым, который всегда сможет защитить и успокоить его. В основном в этой роли чаще всего выступает мать, т.к. подготовка женского организма к рождению ребенка происходит еще во время беременности.
Теплая и заботливая мама обеспечивает ребенку внутреннюю уверенность и убежденность в том, что окружающая действительность дружелюбна и мир прекрасен. Удовлетворенные на данном этапе эмоциональные и физические нужды формируют энергичность, любовь к жизни, умение доверять другим.
Каким основным потребностям в жизниребенка первого года жизни следует уделить внимание?
Это потребность во сне, питании, контакте и принятии.
Сон
Новорожденный большую часть времени проводит во сне. Сразу после рождения ребенок не знает, что существуют понятия «день» и «ночь».Как справиться с этой проблемой?
Нужно показать ребенку отличие дня от ночи. Во-первых, световым фактором. Днем как можно больше времени надо проводить на свету, лучше, если это будет естественный солнечный свет. Вечером необходимо снижать освещенность, а ночью поддерживать полную темноту. Это поможет правильно настроить гормональную систему ребенка, отвечающую за биоритмы. Во-вторых, надо использовать звуковой фактор. Днем не приглушайте обычные бытовые звуки, не создавайте абсолютную тишину. А ночью, наоборот, говорите тихо, не включайте свет (используйте ночник или раздвиньте шторы при смене подгузника).
Природа специально "прописала" новорожденным столь продолжительный сон, ведь он очень важен для их правильного развития и роста.
Питание
Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.
Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии.
Если по каким-то причинам грудное вскармливание невозможно, это не значит, что связь с малышом будет утеряна. Иногда у мам, которые не могут кормить ребенка грудью, появляется чувство вины перед малышом. Задача близких людей — убедить маму, что она не виновата в сложившейся ситуации, что ее любовь, забота и общение с ребенком сохранят контакт с ним.
Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:
- Возьмите ребенка на руки;
- Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
- Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
- Поддерживайте контакт глаз;
- Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.
Потребность в контакте
Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания. Мама, дарящая заботу, внимание, улыбку, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви.
Обращение мамы с малышом, в котором проявляются ее чувства к нему, таким образом, является базой для закладки не только их взаимоотношений, но и восприятия ребенком самого себя и окружающего мира.
Потребность в принятии
Потребность в любви и принятии – желание ребенка чувствовать доброжелательное отношение близкого взрослого, безусловное принятие с его стороны, стремление ощущать свою нужность другому. Как важно реагировать на плач малыша, отвечать на его потребность в помощи или контакте, брать на руки. Плач – единственный доступный младенцу способ подать сигнал о дискомфорте, о потребности в чем-либо. Откликаясь на него, приходя на помощь, вы снова и снова даете ребенку понять, что он в безопасности. Если оставлять детский плач без внимания, у ребенка возникает ощущение беззащитности. Во взрослой жизни это перерастает в недоверие к близким, привычку полагаться только на себя – формируется так называемая «избегающая» модель привязанности.
Ребенок хочет ощущать, что родитель понимает и принимает его чувства в любом возрасте, поэтому эта и перечисленные выше потребности являются базовыми.
Помните: для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физиологических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.
Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.
врач-психотерапевт женской консультации Городской поликлиники № 4 г. Гродно
Корсакова Ольга Викторовна